Эмоции

Всякая серьезная система самосовершенствования, начиная от буддизма (500 век до н.э.) и заканчивая учением Гурджиева Г.И. (20 век н.э.) утверждает, что без работы над своими эмоциями невозможно достичь духовного прогресса. Надо сказать, что работа с эмоциями не сводится к их подавлению, когда мы становимся бесчувственными роботами. Наоборот – управление эмоциями сводится к их проявлению во всей красоте и силе, но только в нужное время и нужном месте.

Существуют различные теории происхождения эмоций. Ни одна из них еще окончательно не доказана, но сейчас достоверно известно, что за появление эмоций отвечает участок мозга, которая называется лимбической системой. Эта часть мозга в эволюционной лестнице гораздо древнее, чем кора головного мозга и, вследствие этого, работа по управлению своими эмоциями очень сложна.

Изучая различные системы, я увидел определенную закономерность, которая отслеживается практически везде: мы практически всегда отождествляемся со своими эмоциями. При работе над ними нужно стараться понять, что наше «Я» и наши эмоции это не одно и тоже, что показано в притчах. Это закономерность «красной нитью» проходит от древних ведических текстов, Даосизма и Буддизма, через Христианский мистицизм, Суфизм, заканчивая учением Гурджиева и работами выдающихся учителей 20 века Кришнамурти и Вивекананда.

 

Ничто не существует

Ямаока Тесю, будучи молодым учеником Дзен, посещал одного учителя за другим. Однажды он пришел к Докуону из Секоку. Желая показать свои знания, он сказал:

- Разум, Будда, чувственное бытие, в конце концов не существуют. Истинная природа явлений — пустота. Не существует ни воплощения, ни заблуждений, ни мудрости, ни посредственности. Ничто нельзя дать, ничего нельзя взять. Докуон, который спокойно курил, ничего не сказал. Внезапно он сильно ударил Ямаоку бамбуковой трубкой. Юноша очень разозлился.

- Если ничего не существует, — спросил Докуон, — откуда же эта злость?

 

Юмор

Сорвались в пропасть два альпиниста - оптимист и пессимист.

Пессимист: "Падаю..."

Оптимист: "ЛЕЧУ!!!"

 

Просто идите своим путем

Один из учеников спросил Будду:

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

Будда ответил:

— Если на вас с дерева упадет сухая ветка и ударит вас, что вы должны сделать?

Ученик сказал:

— Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, ког­да с него упала сухая ветка.

Будда сказал:

— Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это все равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путем, будто ничего и не случилось.

 

Юмор

- Алло! Это агенство фотомоделей?

- Да.

- А сколько вы платите моделям?

- Платим мы хорошо, но принимаем только

с параметрами 90-60-90.

- Ну, с этим проблем нет, у меня все совпадает:

и рост, и возраст, и вес.

 

Пустая лодка

Лин-чи рассказывал:

- Когда я был молодым, мне нравилось плавать на лодке. У меня была маленькая лодка; в одиночестве я отправлялся плавать по озеру и мог часами оставаться там. Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Была прекрасная ночь. Какая-то пустая лодка плыла по течению и ударилась о мою. Во мне поднялся гнев! Я открыл глаза и собирался обругать побеспокоившего меня человека, но увидел, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. На кого мне было его выплескивать? Мне ничего не оставалось делать, как вновь закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу. В тот момент, когда я увидел его, я сделал первый шаг на моем Пути. В эту тихую ночь я подошел к центру внутри себя. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытался обидеть меня и во мне поднимался гнев, я смеялся и говорил:

— Эта лодка тоже пуста.

Я закрывал глаза и направлялся внутрь себя.

 

Юмор

Очень хочется гидроусилитель мозга, чтобы без труда думать сложные мысли.

 

Развяжите узлы

Однажды Будда пришел на встречу со своими учениками с носовым платком... с очень ценным носовым платком. Возможно, какой-то царь подарил его. Но Будда не приемлет таких вещей, поэтому все смотрели и думали: "В чем дело? Почему он несет его в руке, держа перед собой, как бы говоря каждому: "Смотрите, внимательно смотрите!" Смотреть было не на что. Это был всего лишь красивый шелковый носовой платок. Затем Будда начал завязывать узлы на нем, пять узлов. Стояло полное молчание... все просто смотрели на то, что он делает. Будда спросил учеников:

— Это тот же самый носовой платок, который я принес с собой, или это другой носовой платок?

Сарипутта, один из его старых учеников, встал и сказал:

— Вы шутите с нами? Я думаю, что это тот же самый носовой платок. Будда сказал:

— Сарипутта, подумай еще раз, так как у носового платка, который я принес, не было узлов, а у этого их пять. Как же он может быть тем же самым?

Сарипутта увидел смысл и сказал:

— Я все понял. Хотя это тот же носовой платок, но теперь он в узлах — подобно страдающему человеку.

— Совершенно точно. Вот что я хочу показать вам: человек, который терзается, не отличается от Гаутамы Будды. Я — лишь носовой платок без узлов. Ты — носовой платок с пятью узлами (пять узлов — агрессивность, алчность, лживость, неосознанность и эгоизм). Затем Будда сказал:

— Я хотел бы спросить вас еще об одной вещи. Я пытаюсь развязать эти узлы. Взгляните на меня — это поможет развязать их?

Он потянул за оба конца носового платка, узлы сделались еще меньше и туже. Кто-то сказал:

— Что Вы делаете? Таким способом узлы никогда не развяжутся. Такой тонкий шелк, а Вы так сильно тянете! Узлы становятся маленькими и их теперь почти невозможно развязать!

Будда сказал:

— Вы можете так ясно понять все относительно этого носового платка. Разве вы не можете понять самих себя? Разве вы не видите себя в такой же ситуации? Вы тянули свои узлы или нет? Иначе, почему они продолжают становиться все меньше и меньше, туже и туже?

Затем Будда спросил:

— Что же я должен сделать?

Один монах встал и предложил:

— Сначала я хотел бы подойти поближе и посмотреть, как были завязаны узлы. Он взглянул на носовой платок и сказал:

— Узлы были сделаны таким образом, что, если мы расслабим их и позволим им стать более свободными, они развяжутся. Это не трудно. Это простые узлы.

Будда дал монаху носовой платок и тот развязал узлы один за другим. Будда сказал:

— Сегодняшняя проповедь закончена. Идите, медитируйте!

 

Юмор

- Алло! Я туда попал?

- Нет, вы попали не туда. Вас послать куда надо?

 

Сочувствие Бокудзю

Бокудзю шел с учеником в храм после утренней прогулки. Сзади подошел какой-то человек, сильно ударил его палкой по спине и убежал. Бокудзю даже не обернулся; он продолжал свою прогулку. Ученик был потрясен. Он сказал:

— Почему вы не реагируете? Что с Вами? Этот человек ударил вас так сильно, а вы даже не оглянулись!

Бокудзю сказал:

— Это его проблема. Он, должно быть, сумасшедший, бедняга. Я очень сочувствую ему. Я не могу посмотреть назад, потому что он уже сумасшедший; мой взгляд сделает его еще более сумасшедшим. Придя домой, он может почувствовать вину, подумать, что я осуждаю его. Нет, это не гуманно. Он и так в беде. Нет необходимости создавать ему новые проблемы.

 

Юмор

Раньше я была толстой, низкой и некрасивой. Пришлось пойти на операцию. Теперь я толстый.

 

Характер

Дзенский студент пришел к Банкею и пожаловался:

- Учитель, у меня неуправляемый характер. Как мне исправить его?

- У тебя что-то странное, - ответил Банкей - позволь мне посмотреть, что у тебя.

- Но я не могу показать его, - ответил ученик.

- А когда ты сможешь показать его? - спросил Банкей.

- Все происходит неожиданно, - ответил студент.

- Тогда, - сделал вывод Банкей - это не может быть твоим характером. Если бы это был твой настоящий характер ты бы сразу мог показать его мне. Когда ты родился, у тебя его не было и твои родители не давали его тебе. Подумай об этом.

 

Юмор

Может быть, обвиняемый назвал вас ослом в приступе внезапного гнева?

- О, нет! Перед этим он долго и внимательно разглядывал меня.

 

Что посеешь, то и пожнешь

Гаутама Будда проходил мимо одной деревни, в ней жили противники буддистов. Жители выскочили из домов, окружили его и начали оскорблять. Ученики Будды начали сердиться и уже готовы были дать отпор, но присутствие Учителя действовало успокаивающе. А то, что он сказал, привело в замешательство и жителей деревни и учеников. Он повернулся к ученикам и сказал:

— Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему у вас такая реакция? Вы позволили этим людям манипулировать вами. Вы зависите от них. Разве вы не свободны?

Люди из деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены. В наступившей тишине Будда обратился к ним:

— Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни сказали:

— Но мы оскорбляли тебя, почему ты не сердишься на нас?

Будда ответил:

— Вы свободные люди, и то, что вы сделали — ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. И я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. В предыдущей деревне люди встречали меня, приветствовали, они принесли с собой цветы, фрукты, сладости. Я сказал им: "Спасибо, мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты и сладости с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу". А теперь я спрашиваю вас:

— Что они должны сделать с тем, что я не принял и вернул им назад?

Один человек из толпы сказал:

— Должно быть, они раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.

— Что же будете делать вы со своими оскорблениям и проклятиями? Я не принимаю их и возвращаю вам. Если я могу отвергнуть те фрукты и сладости, они должны забрать их обратно. Что можете вы сделать? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.

 

Юмор

- Товарищ майор, ваше приказание выполнено !

- А я ничего не приказывал.

- А я ничего и не делал!